среда, 28 января 2015 г.

Оккупация Крыма c 1954 года


Всё чаще появляющиеся в ресурсах, позиционирующих себя в качестве патриотических терминов "захват", "принуждение" (здесь, здесь и здесь) в отношении действий России в Крыму, заставили меня изучить историю вопроса поглубже и, скажу я вам, там много интересного и не имеющего ничего общего с законностью.
Начнём изучение вопроса с процесса передачи Крымской АССР из состава РСФСР в состав УССР:
1). 25 января 1954 г. вопрос «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР» уже был поставлен в повестку дня заседания Президиума ЦК КПСС. На основании обсуждения данного вопроса было принято положительное решение.
2). Указ о передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР Президиум Верховного Совета СССР принял 19 февраля 1954 г. При этом, во время принятия данного решения, из 27 членов Президиума Верховного Совета присутствовало только 11. Кворума не было, что сразу ставит под сомнение законность принятия данного Указа.

А теперь давайте изучим законодательную сторону вопроса. В то время, у каждой союзной республики была своя Конституция, которая должна была не противоречить Конституции СССР. То есть, процесс передачи Крымской АССР Украинской ССР не должен был  противоречить, как минимум, Конституциям СССР и РСФСР. Было ли это так?
Читаем Конституцию СССР, точнее статьи 14 и 31. Согласно им, изменение границ союзных республик находилось исключительно в компетенции Верховного Совета СССР, но никак ни его Президиума. Затем 26 апреля 1954 года Верховный Совет СССР законом «О передаче Крымской области из состава РСФСР в состав УССР» утвердил Указ Президиума. Вроде, соблюли все последовательности и законность (если оставить за скобками отсутствие кворума).
А прежде, чем перейти к Конституции РСФСР, глянем на статью 18 Конституции СССР, которая гласит, что территория республик не могла быть изменена без их согласия. Т.е. РСФСР и УССР в рамках правового поля должны были дать согласие на изменение своих границы, поэтому перейдем к Конституции РСФСР. Если вы изучите внимательно статью 19, то не увидите в ней ни малейшего упоминания о том, что в ведении Российской Советской Федеративной Социалистической Республики находится изменение территории союзной республики (аналогично и в Конституции УССР). Но Президиумы Верховного Совета РСФСР и Верховного Совета УССР дали своё согласие на изменение территорий, хоть у них и не было прав на это. Таким образом, подобное согласие находилось вне правового поля. Пробел в законодательстве? Пробел, который ставит крест на законности передачи Крымской АССР из состава РСФСР в состав УССР. В принципе, этот пробел возможно было заполнить, если бы были проведены референдумы в УССР и РСФСР, которые Верховный Советы имели право проводить согласно своим Конституциям. Но сделано этого не было.
То есть по факту мы имеем незаконную передачу Крыма в состав УССР в 1954 году.

Перейдем теперь к недавнему прошлому - началу 90-ых годов. В ноябре 1990 года был поднят вопрос о восстановлении Крымской АССР в . 20 января 1991 года в Крымской области был проведён референдум о воссоздании Крымской АССР в качестве отдельного субъекта СССР. В референдуме приняло 81,37 % крымчан, внесённых в списки для голосования. За воссоздание Крымской АССР высказалось 93,26 % граждан, принявших участие в референдуме.
12 февраля 1991 года Верховный Совет Украинской ССР принял Закон «О восстановлении Крымской Автономной Советской Социалистической Республики». В статье 1 было сказано «Восстановить Крымскую Автономную Советскую Социалистическую Республику в пределах территории Крымской области в составе Украинской ССР». Нюанс? Нюанс, но зато какой, ведь в Конституциях союзных республиках не было ни слова (в отличии от Конституции СССР) сказано о том, что автономные республики, входящие в их состав, имеют право на выход из состава. Т.е. Крым не имел правового статуса на выход из УССР. 

Если подвести итог всего вышесказанного, то, несмотря на существующие пробелы в законодательстве СССР, которые не позволяли изменять территориальное устройство союзных республик, эти изменения с Крымской АССР были проведены, а в начале 90-ых годов желание Крыма о выходе из состава УССР было проигнорировано.

И пару слов про Севастополь. С ним история ещё мутнее, ибо в 1948 году Севастополь Указом Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 октября 1948 года №761/2, Севастополь де-юре был выведен из состава Крымской области, став городом республиканского подчинения РСФСР, но в Конституции данный факт не закрепили. И вместе с Крымом под шумок в УССР отплыл и Севастополь. Опять же из-за правовой коллизии.

Таким образом, законным нахождение Крыма и Севастополя с 1954 года в составе УССР можно назвать только в том случае, если закрыть глаза на существовавшие в то время в СССР законы. Поэтому те, кто утверждает, что Россия захватила Крым, в лучшем случае не знают значения слова "захватил", а в худшем случае - используют это слово и его производные намеренно.
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru