Мало кому приятно читать статьи, переполненные эмоциями, обвинениями, которые не подкреплены ни одним фактом, либо подобранные факты выставляются в очень однобоком свете. И одной из таких моно назвать статью "Диверсия на железной дороге". Надо отдать должное аудитории Конта, она восприняла данное сочинение более, чем адекватно, но чтобы даже осадка не осталось после подобных выступлений, и чтобы было как можно меньше тумана в том, куда идут наши железные дороги и как с ними обстоят дела в реальности стоит привести пару фактов.
Начнём с небольшого экскурса в историю. Несмотря на то, что мы все уже давно привыкли к РЖД и их логотип у нас прочно ассоциируется с железнодорожными перевозками в нашей стране, самой компании всего ничего лет: год её основания - 2003 год, то есть РЖД в этом году исполнится всего 12 лет. До этого, организацией, управляющей ж\д перевозками, было Министерство путей сообщений. И надо отметить, что данная структура "жгла": это и освоение на линии скоростного железнодорожного транспорта Москва - Санкт-Петербург 500 млн. долларов практически с нулевым результатом, это гигантские долги перед бюджетом (с учётом того, что МПС зарабатывал больше, чем тратил), это постоянные задолженности за электроэнергию, игнорирование решений суда в отношении МПС и т.п. Кому интересно, здесь может почитать подробней.
Надо понимать, что так долго продолжаться больше не могло, особенно после появления частных операторов железнодорожных перевозок (они принадлежали богатейшим олигархам), и владелец (именно владелец, а не руководитель) Министерства путей сообщения - в то время небезызвестный Николай Аксененко - всячески выкручивал им руки для получения максимально возможных доходов для своей структуры. Что можно было сделать в такой ситуации? Правильно, реформировать МПС и основной целью данной реформы должно стать "раздербанивание" всей системы. Но не стоит забывать, что мы живём в эпоху победившего капитализма, потому программа была названа очень пафосно - "борьба с монополизмом" и "разгосударствование". В соответствие с ней к 2010 году за РЖД должны были остаться только функции регулятора свободного рынка экспедиторов и ответственность за содержание самих путей, т.е. РЖД становилась полностью ответственной за содержание железнодорожного полотна и стрелочником в случае конфликта между "рыночными экспедиторами". Стоит отметить, что уже в 2001 году было принято решение об отказе от перекрестного субсидирования пассажирских перевозок за счёт грузовых. То есть уже тогда было решено, что с РЖД снимается ответственность за ценообразование пригородных и иных пассажирских перевозок: и 2009 года ответственность за пригородные пассажирские перевозки возлагается на пригородные пассажирские компании, учредителями которых являются субъекты федерации, РЖД и частные инвесторы. Причем в самой реформе возможность повышения тарифов заложена таким образом, что ППК имеют большую свободу в установке тарифов на свои услуги, и если местные органы власти не хотят недовольства со стороны населения, то им придётся изыскивать средства для компенсации роста тарифов в своих бюджетах.
Та же ситуация и с грузовыми перевозками: к 2010 году РЖД должно было избавиться от большей части грузового подвижного состава (не менее 60%). Что и было сделано: ОАО "Первая грузовая компания" (крупнейшая компания в области железнодорожных грузоперевозок) была продана 28 октября 2011 года Михаилу Лисину. Причем и эта продажа не обошлась без скандалов: РЖД обвинили в том, что цена в 125 млрд. рублей слишком низка для такого актива. И это достаточно справедливое обвинение, ведь в рамках приватизации ОАО "ПГК" в собственность компании Михаила Лисина было передано порядка 200 000 тысяч вагонов и получилось, что средняя стоимость продажи одного вагона составила примерно 583 000 рублей, тогда, как стоимость одного подобного вагона на заводе составляет примерно 2,2 млн. рублей.
Поэтому давайте немного изучим, кто есть такой Михаил Лисин, которому государство подарило по примерным оценкам не меньше 100 млрд. рублей, чтобы понять, что за группа стала основным выгодополучателем. Своё движение к верхам он начал с должности заместителя директора Карагандинского металлургического комбината - небезызвестного Олега Сосковца. И начиная примерно с указанного периода времени, движение к верхам у Михаила Лисина и Олега Сосковца совпадали: с каждой новой должностью последнего, первый тоже получал своё (Из Казахстана в Москву на должность министра металлургии СССР переведен ген-директор Карагандинского меткомбината Олег Сосковец. С собой из Караганды он берет своего заместителя Владимира Лисина - ссылка). Небольшой нюанс: зять Олега Сосковца - Саламатин Дмитрий Альбертович, переехавший в 1999 году из России на Украину, в 2004 году он получил гражданство Украины, в 2010 году руководил Государственной компанией по экспорту и импорту продукции и услуг военного и специального назначения (!!!) и в начале 2012 года стал министром обороны Украины в правительстве Николая Азарова. И именно при нём была принята концепция перехода вооруженных сил Украины на стандарты НАТО (!!!). Правда, в конце 2012 года его увольняют с этой должности и он становится советником Президента Украины по вопросам обороны и безопасности. Любопытный штришок.
Какой нюанс можно ещё добавить в портрет Михаила Лисина? Он является владельцем радиостанции Бизнес ФМ, от которой "отдаёт" очень сильным либеральным душком.
Если судить по всему вышеописанному, то государство подарило в 2011 году (время президентства Дмитрия Медведева) не менее 100 млрд. рублей представителю либеральной тусовки в нашей экономике.
Теперь снова вернёмся к РЖД. В её собственности на сегодняшний день находится ещё одна компания-грузоперевозчик - это ОАО "Федеральная грузовая компания", которая готовится к приватизации в 2015 году (не факт, что она произойдёт в такой год, но всё возможно). И обязательно стоит отметить, что за задержку в проведении структурных реформ в железнодорожной отрасли, недавно на РЖД сильно "наехала" Счетная палата России, т.е. от РЖД требуют отказаться как можно быстрее от своих прибыльных активов, связанных с грузоперевозками. А кто у нас находится во главе Счетной палаты? Татьяна Голикова, которая также является ярким представителем либералов-рыночников.
Теперь вопрос: прибыльные железнодорожные грузоперевозки "продаются" эффективным частным собственникам, а убытки в 2014 году от пригородных пассажирских перевозок предварительно составили более 15 млрд. рублей, из которых регионы компенсировали только 8,4 млрд. рублей, т.е. РЖД за свой счет должны компенсировать порядка 6,8 млрд. рублей. При этом убыток РЖД в 1 квартале 2014 года составил не менее 16 млрд. рублей.
Внимание, вопрос: откуда РЖД может взять деньги для поддержания пригородных пассажирских перевозок? В особенности, когда региональные власти не платят компенсации (будем честными до конца - многие из них просто физически не могут этого сделать), а федеральный бюджет выделяет только целевые трансферы на инвестиционную деятельность компании (ремонт ж\д путей) и при этом нигде не прописано, что федеральный бюджет обязан компенсировать убыток РЖД от пассажирских перевозок. Неоткуда. Потому просто удивительно, что у нас ещё в принципе остался пригородный пассажирский транспорт.
Кстати говоря, в РЖД не стесняются высказывать недовольство проводимой программой реформирования, даже несмотря на давление на руководство РЖД со всех сторон: и со стороны либералов и со стороны людей, которые относят себя к патриотическому лагерю.
В качестве итога можно сказать следующее: растаскивание самых сладких плюшек из РЖД (грузоперевозок) сегодня происходит в интересах либерального сектора властной элиты и их "рыночных представителей" (читай, кошельков), а все имидживые потери сваливаются на действующего Президента России Владимира Путина, с которым прочно ассоциируется Якунин. И стоит ещё раз отметить, что программа реформирования железных дорог России была утверждена в 2001 году Касьяновым (смотрящим от Семьи). Якунин же от себя (от себя ли?) умудрился затормозить окончательную реализацию данной программы уже на 5 лет.
Что же мешает в принципе заморозить данную программу? Видимо, некие договоренности, которые надо выполнять, ведь Путин - человек слова, что уже ни раз отмечалось даже его противниками.
Комментариев нет:
Отправить комментарий