среда, 11 февраля 2015 г.

Взаимоувязка на нефть


Для того, чтобы понять, что все пугалки Европы, которые касаются прекращения импорта российских углеводородов (в частности нефти), не имеют под собой никакой основы, стоит изучить немного теории.
На сегодняшний день существует две марки нефти, на которые все ориентируются - это североморская Brent и техасская WTI. Но, на самом деле, на них ориентируются только с точки зрения определения стоимости той или иной нефти, с точки зрения покупки и переработки чёрного золота, во все времена ориентировались на стандартные для сырья показатели: наличие этого самого сырья в необходимых объёмах и дальность его транспортировки (которая существенно влияет на итоговую стоимость сырья на месте переработки, что соответствующим образом влияет на цену конечного продукта).
И так исторически сложилось со времени начала активного использования нефти (ближе к концу 19-го века) в Европе получила распространение нефть, которая добывалась в самой Европе и в России, что вполне логично. Арабской нефти тогда не было даже на горизонте, она  в товарных объёмах в Европе появилась только после Второй мировой войны.

Давайте теперь рассмотрим подробней марки нефти и их физические характеристики, которые в основном поступают на европейский рынок.
1). Марка Brent - плотность при 20 °C 38,6–39 градусов API, содержание серы около 0,37 %;
2). Марка Urals (российская марка экспортной нефтяной смеси) - плотность при 20 °C 31–32 градусов API, содержание серы около 1,2 %;
3). Марка Arab Light (марка нефти, добываемой в Саудовской Аравии) - плотность при 20 °C 32,8 градусов API, содержание серы около 1,97 %;
4). Bonny Light (марка нефти, добываемая в Нигерии) - плотность при 20 °C 33,4 градусов API, содержание серы около 0,16 %;

На что влияют и от чего влияют вышеперечисленные параметры нефти? 
Плотность зависит от содержания тяжелых углеводородов, таких как парафины и смолы и именно от значения этого параметра зависит к какому классу относится нефть: очень легкой, легкой, средней, тяжелой или очень тяжелой. По действующей классификации вся вышеперечисленная нефть относится к классу "средней", кроме Brent, её можно отнести к "легкой" нефти. Как можно понять, легкая нефть в переработке гораздо проще (и дешевле) тяжелой и выход высококачественных нефтепродуктов (бензин, керосин) из неё гораздо выше. Содержание серы в нефти тоже влияет на стоимость и сложность нефтепереработки, и, соответственно, для снижения её содержания в конечном продукте необходимо применение сложного и дорогостоящего оборудования. 
То есть для переработки легкой, средней и тяжелой нефти требуется установка различного оборудования на нефтеперерабатывающих заводах. А оборудование, которое предназначается для нефтепереработки относится к "дорого" или "очень дорого".

Таким образом, каждый из вышеперечисленных сортов нефти требует НПЗ с соответствующим оборудованием, т.е. нельзя без каки-либо вложений завод, который работал с Urals, моментально переключить на Arab Light. Это потребует от завода солидных вложений в инфраструктуру для того, чтобы из арабской нефти получались нефтепродукты такого же высокого качества, как из российской нефти. И стоит отметить, что полученные нефтепродукты будут иметь себестоимость выше, т.е. прибыль НПЗ сократится. Итого, владелец завода фактически понесет двойной убыток - из-за перевооружения и из-за недополучения прибыли.

В последние годы экспорт российской нефти в Европу остаётся стабильным и держится на уровне в районе 170 млн. тонн. Основными потребителями нашей нефти являются Нидерланды, Германия, Италия и Польша. Если чуть подробней рассмотреть Германию, то окажется, что более 30% нефти немцы импортируют из России, а это порядка 34 млн. тонн нефти в год (~650 000 баррелей в день). В других странах ситуация не лучше.
Предположим, Европа решит отказаться от российской нефти. Теперь вспомним, как реагировали рынки на сокращение поставки странами ОПЕК нефти в конце 2008 года, когда на рынках была паника. Сокращение суточной добычи на 2 млн. барреля нефти в сутки в начале стабилизировало цену на нефть в районе 40 долларов, а затем начался неуклонный стабильный рост. Но это было прогнозируемое снижение. А теперь ситуация: только одна Германия в один день лишается 30% импортируемой нефти. Какая цена будет точно сказать трудно, но вот, что рост можно будет назвать шоковым - это факт. И как это сможет пережить мировая экономика, которая на текущий момент и так не в лучшей форме? Для неё это будет очередной шок.

Таким образом, иначе, кроме как дешевой спекуляцией, назвать разговоры о возможном введении Европой эмбарго в отношении российской нефти, нельзя.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru