пятница, 20 января 2017 г.

Пара слов про укрепление рубля

Стоило только вчера Игорю Шувалову заявить всуе о том, что Банк России может выйти на валютный рынок и начать интервенции с целью ослабления рубля, а Силуанов сказал, что "...в 2017 г. правительство решило и президент поддержал не использовать дополнительные нефтегазовые доходы на текущие расходы...", как тут же по ним начали топтаться те, кто хочет доллар по 50 рублей (молчу уж про 20-30). Конечно, понятно, что фамилии Силуанов и Шувалов вызывают просто дикое неприятие у многих, но это не значит, что надо подвергать резкой критике любое их высказывание просто по той причине, что оно было озвучено ими.
Если без сарказма, то стоит сказать, что стоимость доллара в долгосрочной перспективе в районе даже 55 рублей сильно ударит не столько по исполнению бюджета, а именно по развитию обрабатывающей промышленности. Получиться, что девальвационный шок и последовавший за ним всплеск инфляции, мы пережили зря. Зачем что-то производить самим, если можно купить за границей дешевле за счёт курса в 20-30 рублей за доллар? Главное, чтобы цифры курса валют грели, когда их наблюдают на экранах телевизоров, обменных пунктов и т.п.?
Моё мнение, которого я придерживаюсь с самого начала девальвации: укрепление курса рубля, как номинального, так и реального вредно для нашей экономики. Это не значит, что надо его обвалить куда-нибудь в район 100 рублей. Нужно соблюдать баланс.
Однако особых переживаний нынешний курс у меня не вызывает. Возможно, в краткосрочной перспективе мы сможем увидеть и 55 рублей и спустимся, возможно, даже ниже, но вместе с тем в средне- и долгосрочной перспективе курс будет именно такой, который будет полностью устраивать нашу промышленность и вместе с тем не сильно расстраивать импортёров (и соответственно потребителей) различных товаров, которые в нашей стране производить нет смысла. Мой ориентир - это 62-65 рублей на ближайшие пару лет с последующим плавным номинальным ослаблением (год от года) на пару десятков копеек.
Теперь прочитаем ещё раз, что сказал Силуанов:
В 2017 г. правительство решило и президент поддержал не использовать дополнительные нефтегазовые доходы на текущие расходы, сказал Силуанов. Это не касается 107 млрд руб., которые правительство договорилось направить на поддержку отраслей промышленности, добавил он.
По факту мы имеем бюджет, полностью сформированный на 2017 год. Дополнительные нефтегазовые доходы подразумевают, что здесь и сейчас надо будет уже исполняемый бюджет перерабатывать, но это не самое интересное, да, в принципе, не так уж и сложно. Гораздо сложней начать просчитывать влияние трат на текущие расходы этого дополнительного триллиона рублей (нижняя граница) на общую макроэкономическую ситуацию в России. Да и кто сказал, что будет именно триллион, а не полтора триллиона или миллиардов 100-200-300-700? Появляется слишком большая неопределённость, которая будет гораздо хуже для экономики, чем потраченный Резервный фонд.
Вместе с тем, власть не собирается прям брать так и прятать эти дополнительные средства "под сукно", а уже сейчас просчитала возможность использовать из допдоходов 107 млрд. рублей целевым образом на поддержку промышленности. Скорей всего, именно таким же целевым образом будут тратить и другие дополнительные доходы, однако не факт, что все целиком и полностью. Моё мнение, что такой способ - целевой - траты дополнительных доходов бюджета принесёт стране гораздо больше пользы, чем банальное финансирование текущих расходов федерального бюджета с экономией Резервного фонда.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru