Судя по всему, праздничные дни выдались очень плодотворными для Минфина. В плохом смысле этого слова. Ведь речь идёт о Минфине, во главе которого стоит один из сподвижников Алексея Кудрина. В общем, читайте сами новость, которой "разродился" Минфин и потом мы вместе её разберём.
Минфин придумал, как выйти из ловушки бюджетного правила, которое сам же и придумал. Сейчас расходы бюджета рассчитываются исходя из средней цены на нефть за несколько прошедших лет (см. врез) плюс не более 1% ВВП. В 2016 г. базовая цена барреля нефти Urals для таких расчетов составит $89, а по прогнозу Минэкономразвития – всего $60. Разницу придется покрыть из резервного фонда, заявил министр финансов Антон Силуанов и предупредил, что есть план корректировать правило.В Минфине рассматривали несколько вариантов и решили учесть девальвацию, рассказали «Ведомостям» два чиновника финансового блока и человек, участвующий в обсуждениях. Для расчета базовой цены будет браться не долларовая, а рублевая цена барреля по курсу на момент продажи, объясняет один из собеседников «Ведомостей». К примеру, в 2015 г. базовая цена $94, умноженная на текущий курс, даст 5790 руб. за баррель, а на исторический курс – 2874 руб., подсчитали в Экономической экспертной группе. Согласно макропрогнозу, в 2015 г. цена на нефть в рублях составит 3075 руб., т. е. меньше, чем выходит при действующем правиле, а после его корректировки прогнозируемая цена окажется даже выше, чем расчетная средняя, указывает руководитель направления «Фискальная политика» Экономической экспертной группы Александра Суслина.
Признаюсь честно, на мой взгляд, наши государственные финансы - это зрелище не для слабонервных, и для того, чтобы понять суть предложений Минфина, попробуем вместе понять, что за зверь такой "бюджетное правило" и как формируются в федеральном бюджете статьи "Доход" и "Расход".
Итак, что же такое "бюджетное правило"? Это правило, на основе которого формируется расходная часть федерального бюджета. Оно предполагает, что расходы бюджета должны формироваться исходя из средней цены на нефть за прошедшие годы, а не на основе прогноза. Доходы бюджета сверх этой расчетной цены должны направляться в Резервный фонд, а не тратиться. При достижении Резервным фондом объёма в 7% ВВП, средства начинают направляться в Фонд национального благосостояния. В 2015 году за счёт прошлых годов базовая цена на нефть оказалась на уровне 94 долларов за баррель с учётом заложенного в бюджете курса в 61,5 рублей - это порядка 5 790 рублей за баррель. И в настоящее время расходы федерального бюджета рассчитаны, исходя именно из этих цифр. Доходы федерального бюджета рассчитаны, исходя немного из других параметров: при том же курсе в 61,5 рублей за доллар, цена барреля нефти прогнозируется на уровне 50 долларов, т.е. 3 075 рублей за баррель. Разницу в 2 715 рублей предполагается покрывать из Резервного фонда и за счёт заимствований.
Суть предложений Минфина России состоит в том, чтобы базовую цену на нефть рассчитывать в рублях, т.е. цену 94 доллара преобразовать в рубли. Но есть одна хитрость, которая заключается в том, чтобы осуществить данное преобразование не на основе курса в 61,5 рублей, а на основе исторического курса рубля. То есть, 94 доллара за баррель получились на основе расчета средней цены за 7 лет, таким образом и курс рубля будет рассчитываться за эти же самые 7 лет. Отсюда и цифра в 2 874 рубля за баррель, ведь исторический курс составляет порядка 30,5 рублей за доллар. Если исхитриться таким образом, то получается, что государство должно ещё сильнее (к тому сокращению, которое было уже подписано 20 апреля 2015 года Президентом) сократить свои расходы уже в текущем году (я уж молчу про 2016 и 2017 гг.). Кстати говоря, при подобном расчёте бюджетного правила, получится, что в кризис, Россия должна будет и дальше откладывать деньги в Резервный фонд, а не расходовать их. Судите сами: в доходах федерального бюджета заложена стоимость барреля 3 075 рублей, а по расчётам расходы должны быть сверстаны из стоимости в 2 874 рублей, т.е. каждый 201 рубль мы должны будем направлять в Резервный фонд. Это в условиях экономического кризиса и при дополнительном сокращения расходов государства, что, соответственно, повлечёт дополнительное сокращение экономики. Интересный расклад, неправда ли? Но и это ещё не всё. Получается, что дефицит бюджета никуда не денется, но для его финансирования, государство должно будет набрать дополнительных долгов, т.е. выпустить облигации, которые надежней многих инвестиций, таким образом, коммерческим банкам гораздо выгодней будет скупать ОФЗ (облигации федерального займа), чем рисковать и выдавать кредиты промышленным предприятиям. В итоге мы получим дополнительное сокращение экономики страны. Кстати говоря, упомянутая выше Александра Суслина, которая радуется новому бюджетному правилу, прямым текстом указывает на тот факт, что:
Если правило не менять, можно наращивать стимулирование экономики за счет госрасходов, объясняет Суслина, но новая версия больше соответствует макроэкономической ситуации.
На выходе мы получаем очень интересную картину, как за очень невнятным предложением Антона Силуанова об "изменении бюджетного правила" скрывается, на самом-то деле, ещё одна мина для нашей экономики. Получается, что Минфин, который наряду с ЦБ России должен заботиться о росте объёма денежной массы в стране для поддержания роста экономики, предлагает начать её сокращать, как прямым (сокращение госрасходов), так и косвенным (недополучение экономикой денег от растущей цены на нефть) путями. А так необходимые нашей экономике деньги в очередной раз предлагается вложить в западные долги.
Кручу, верчу, обмануть хочу. Вот так в несколько слов можно отозваться о новом предложении Министерства финансов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий