пятница, 27 марта 2015 г.

Курс доллара и новая индустриализация


По итогам четырехдневного падения курса доллара по отношению к рублю, с новой силой начался спор о том, сколько же в действительности должен стоит доллар по отношению к рублю. Говорят о 45-48 рублях за доллар, 50-55 и т.п. На мой взгляд, равновесная стоимость по доллару - 60 рублей, и именно на эту цену ориентируется наше правительство. Почему? Представители нашей власти уже последние два года упорно твердят о необходимости новой индустриализации в стране, этот термин уже даже успел, если так можно сказать, "набить оскомину". К сожалению, многие воспринимают идею об индустриализации через призму 30-ых гг. 20 века и это не совсем верно. Сегодня стоит гораздо более амбициозная задача: провести индустриализацию без, скажем мягко, сильного перенапряжения сил народа, ибо сегодня мы, будем откровенны сами с собой, гораздо мягче в массе, чем наши предки в 30-ых гг. прошлого века, потому мало кто согласится сегодня на сильное снижение своего благосостояния в совокупности с 14-ти часовым рабочим днём. И это всё на протяжении ближайших лет десяти. Дополните это тем, что на дворе капитализм с частными собственниками, которым не так-то и просто будет объяснить (термин "заставить" больше подойдёт для фантастической литературы), что сегодня им стоит сделать "то и то" с убытком для себя, а лет через десять этот убыток будет восполнен с лихвой. Картина маслом.
Нынешняя индустриализация будет включать в себя не только и не столько строительство новых мегапредприятий, сколько гармоничное развитие всех отраслей. А вот для того, чтобы началось строительство новых предприятий и была допущена девальвация и введены соответствующие санкции.
Давайте начнём рассмотрение с сельского хозяйства. Все помнят о том, что западные страны активнейшим образом субсидируют своё сельское хозяйство, что позволяет их продукции проникать на продовольственные рынки различных стран, в том числе России, и вытеснять с рынка местных производителей. Мы на собственном опыте испытали подобное вытеснение, когда на прилавках практически нереально было найти российскую продукцию, либо продукцию для производства которой использовалось российское сырье. Для рассмотрения в качестве наглядного примера возьмем ввоз в Россию мяса. На сегодняшний день, существуют квоты на ввоз импортной продукции, но эти квоты перестанут действовать после 2017 года, когда ввоз начнёт регулироваться только ввозными пошлинами. Если вы не забыли, то сегодня мы состоим в ВТО (оставим за скобками причины вступления в ВТО), и потому мы сегодня не имеем и не будем иметь возможности ввести заградительные пошлины на ввоз мяса. И что мы получим в итоге? При курсе в 45-48 рублей за доллар, европейцам потребуется только слегка увеличить сельхозсубсидии, европейским производителям слега ужаться в своих прибылях (чтобы компенсировать примерно 26% роста курса доллара),  подождать, пока российские производители мяса "вымрут" и получать гешефты. Также не стоит забывать, что помимо европейской говядины, есть ещё и аргентинская, на которую тоже сегодня распространяются квоты, и которая стоит также дешевле российской. Как быть с ней? Единственное, что поможет - это существенное подорожание импорта, причём не на 10-20-30%, которые иностранные производители могут нивелировать тем или иным способом, а гораздо более существенным. Именно по этой причине при проведении девальвации рубль в итоге отпустили в район 60 рублей за доллар. Подорожание продукции на 70% не так уж и просто нивелировать, если вообще можно. И так фактически в любой отрасли сельского хозяйства. Для примера, у меня на фермерском рынке на прошлой неделе появились ставропольские помидоры из теплицы. Судя по времени - это первый урожай после введения санкций. Цена - 150 рублей за килограмм. Ближайший иностранный конкурент - 220 рублей. Разница практически в 1,5 раза. Вот наглядный пример замещений иностранной продукции российскими производителями. Причём российские помидоры, скажу я вам, гораздо вкусней.
Причём тут сельское хозяйство и индустриализация? - спросите вы. Всё очень просто - в других отраслях картина примерно такая же, просто кушаем мы все и каждый день, потому объяснения ситуации на примере сельского хозяйства получается очень наглядным. К тому же сельское хозяйство является заметным потребителем продукции, производимой машиностроителями, химической промышленностью и т.д.
Можно ещё рассмотреть автомобилестроение, ведь мультипликативный эффект от производства автомобилей очень солидный. Если с АвтоВАЗом всё понятно: его продажи в условиях санкций в феврале 2015 года по отношению к январю 2015 года выросли на 35% с учетом общего роста продаж на 11%, то ситуацию с иностранными производителями стоит рассмотреть чуть внимательней.
Новый режим промышленной сборки автомобилей иностранными компаниями на территории России предусматривает следующее:
1. Локализацию производства в России к 2020 году на уровне 60%;
2. Создать на территории России производство мощностью до 300 тысяч автомобилей в год;
3. Создать на территории России производство мощностью до 200 тысяч двигателей и коробок передачи в год;
И всё это должно происходить на фоне снижения ввозных пошлин на новые автомобили с 30% в 2012 году до 15% в 2019 году. Такое снижение позволит иностранным автопроизводителям реализовывать свои автомобили на российском рынке на 12% выгодней (примерно). А если так, то зачем вкладываться в производство на территории России? Естественным выходом опять же остаётся только девальвация, чтобы снижение стоимости ввозимых иномарок с лихвой компенсировалось подорожанием в рублях, т.е. не на 10-20-30%, а гораздо сильнее. Например, на те же 60-70%, которые уже невозможно компенсировать. Получается, что иностранным производителям опять же некуда деваться, кроме как развивать производство на территории нашей страны, причём ускоренными темпами, если они  не хотят терять свои доли рынка. А, судя по поведению GM, которая прекращает производство своих моделей на территории России, кое-кто очень сильно ждал подобного развития событий и не спешил вкладывать свои средства в строительство новых мощностей на территории России. Кстати, обратите внимание, как агрессивно на российский авторынок в последние годы начали проникать китайские автомобилестроители. Их пыл тоже требовалось остудить.
Такая же ситуация практически в каждой отрасли: девальвация в 10-20-30% практически ничего сегодня не могла дать, также, как и не смогла ничего дать девальвация в ~30% в 2008-2009 гг.
Как же быть с закупкой иностранного оборудования? - спросите вы. На мой взгляд, финансирование со стороны ЦБ России строительства электростанций в Крыму будет как раз не более, чем пробой пера для отработки некоторых нюансов в плане выделения денег для крупных проектов, то есть получение денег для закупки оборудования для значимых проектов не будет представлять неразрешимой проблемы.
И ещё, на мой взгляд, даже если стоимость доллара упадёт до 45-48 рублей (что очень маловероятно), то на нас, как на рядовых потребителях, это никак не скажется. Вся положительная дельта окажется на счетах ритейлеров. К сожалению, я ещё ни разу не был свидетелем того, как в нашей стране массово снижались цены в магазинах. Даже после проверок ФАС и Прокуратуры, снижение цен происходит на очень скромные цифры, да и то на  очень короткий период времени.

Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru