Как-то буднично и практически незаметно произошли тектонические сдвиги во внутренней экономической политике, касающейся Центрального Банка Российской Федерации.
Чтобы понять всю глубину произошедших сдвигов, давайте для начала вспомним пару статей из Конституции Российской Федерации и Федерального Закона т 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изменениями и дополнениями).
Итак, статья 75 Конституции гласит:1. Денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются.
2. Защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.
Статья 1 Федерального Закона гласит:
Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
Функции и полномочия, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Статья 3 Федерального Закона гласит:
Целями деятельности Банка России являются:
1. защита и обеспечение устойчивости рубля;
2. развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
3. обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы;
4. развитие финансового рынка Российской Федерации;
5. обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации;
1. защита и обеспечение устойчивости рубля;
2. развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации;
3. обеспечение стабильности и развитие национальной платежной системы;
4. развитие финансового рынка Российской Федерации;
5. обеспечение стабильности финансового рынка Российской Федерации;
6. получение прибыли не является целью деятельности Банка России.
Статья 35. Основными инструментами и методами денежно-кредитной политики Банка России являются:1) процентные ставки по операциям Банка России;
2) обязательные резервные требования;
3) операции на открытом рынке;
4) рефинансирование кредитных организаций;
5) валютные интервенции;
6) установление ориентиров роста денежной массы;
7) прямые количественные ограничения;
8) эмиссия облигаций от своего имени;
9) другие инструменты, определенные Банком России.
Как вы видите, в соответствии с Конституцией и Федеральным Законом, основной, а по факту единственной, целью, которую выполнял все прошедшие годы Центральный Банк России, является защита и обеспечение устойчивости рубля. Этим ЦБ России занимался, гася инфляцию и попутно под благовидным предлогом убивая экономику, как в кризис 2008-2009 гг. Причём я уже в феврале с цифрами в руках отметил, что в этот кризис ЦБ России ведёт себя кардинально иным способом (и тут), заявляя основной целью борьбу с инфляцией, по факту не делает ровным счётом ничего для этого (ключевая ставка не в счёт, если не принимается ряд дополнительных мер, типа снижения денежной базы и денежной массы М2, а этого не было, они даже слега увеличивались), но сторонники эмиссии здесь и сейчас не восприняли довода цифр. Давайте тогда теперь соберём ещё дополнительные факты, что называется "следите за руками".
1. После начала спекулятивной атаки, ЦБ ограничивает предоставление рублевых кредитов банкам, замеченным в валютных спекуляциях. Подобные ограничения не приводят к необходимым результатам и по "странному" стечению обстоятельств ЦБ решается на реализацию следующей меры.
2. Следующий шаг - введение ЦБ России в коммерческие банки своих валютных контролеров. Все валютные сделки коммерческих банков ставятся под контроль ЦБ России. Этот контроль не убран до сих пор.
3. 12 февраля 2015 года Набиуллина на встрече с представителям коммерческих банков заявляет, что инфляция перестаёт быть единственным ориентиром для изменения ключевой ставки. Теперь этих ориентиров три: курсовая стабильность, инфляционное таргетирование, поддержка экономики. Про последний ориентир в Конституции и в ФЗ о ЦБ России не сказано ни слова. По факту Набиуллина вслух заявила то, что ЦБ делал уже, начиная с сентября: поддерживал экономику, не предпринимая тех монетаристских методов, которые были реализованы в 2008-2009 гг. и которые тогда отправили экономику в нокаут.
4. 11 марта 2015 года министр энергетики Александр Новак в интервью американскому новостному агентству Reuters заявил, что организацией финансирования проекта по строительству энергогенерирующих мощностей занимаются Центральный банк и Минфин, кредит может дать коммерческий банк: "Центральный банк в данном случае нам помогает реализовать финансовую сделку с тем, чтобы обеспечить ликвидностью банка-кредитора... Есть поручение ЦБ и Минфину разработать и представить схему финансирования... С учетом возврата процентов по кредитам - это порядка 80 миллиардов рублей", - сказал Новак". По факту, это будет первый инфраструктурный проект, который будет напрямую финансироваться Центральным Банком России. То есть, в интервью американскому новостному агентству было заявлено, что ЦБ России начинает прямое финансирование российской экономики.
5. ЦБ России начинает рассматривать возможность приостановки торгов на валютном рынке в случае резких скачков курса при небольших объемах торгов. По факту, это возможность для ЦБ России приводить курс рубля в чувство без лишнего "сжигания" своих резервов на бирже в случае спекулятивных атак.
6. 10 марта 2015 года Президент России поручил ЦБ России, совместно с Правительством, до 1 сентября 2015 года проработать вопрос о целесообразности создания валютного союза ЕАЭС, т.е. Центральный банк должен сам заявить, будет ли он существовать дальше как самостоятельный игрок, либо будет создан в той или иной конфигурации Евразийский ЦБ. Судя по всем предыдущим действиям ЦБ России, ответ будет положительным, и мы уже в сентябре этого года узнаем, когда будет создан Центральный Банк, который будет иметь право на основании закона напрямую заниматься финансированием развития экономики. Но а сам факт поручения со стороны Президента де-юре независимому Центральному Банку говорит о многом.
Помимо всех вышеперечисленных мер, напрямую связанных с Центральным Банком Российской Федерации, стоит отметить, что с 1 октября заработает механизм докапитализации коммерческих банков государством посредством Облигаций Федерального Займа через Агентство по страхованию вкладов на сумму в 1 трлн рублей. Условия получения ОФЗ очень жесткие: ежемесячное наращивание кредитного портфеля на 1% (в случае невыполнения штрафы, которые могут составить миллиарды рублей). Стоит отметить, что деньги под ОФЗ банки смогут брать только в ЦБ России под процент, равный текущему значению ключевой ставки (сейчас 15%). Таким образом, получается, что к октябрю 2015 года ЦБ России должен снизить ключевую ставку до уровней не более 8%-8,5%, чтобы промышленность и потребители смогли получать кредиты под более адекватные проценты. Причём, государство введёт в банках специальные механизмы для контроля за расходованием средств, выделенных в рамках ОФЗ, т.е. в части, касающейся кредитования, коммерческие банки будут де-факто контролировать государством. Интересная ситуация, не правда ли? Судя по всему до октября 2015 года должны быть решены какие-то вопросы, которые позволят окончательно и бесповоротно решить вопрос с механизмами выделения денег и контроля за их расходованием со стороны государственных структур.
Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: на сегодняшний день Центральный Банк России де-факто контролируется государством, точнее Президентом. И в настоящий момент разрабатываются механизмы прямого государственного контроля за кредитованием реального сектора со стороны коммерческих банков, т.е. механизмы контроля за предоставлением ликвидности экономике в объёмах, необходимых для развития. Судя по всему, старт новой индустриализации, о которой так много говорилось и говорится, назначен на 2016 год, и сейчас дорабатываются и вводятся в действие все необходимые для этого механизмы.
2. Следующий шаг - введение ЦБ России в коммерческие банки своих валютных контролеров. Все валютные сделки коммерческих банков ставятся под контроль ЦБ России. Этот контроль не убран до сих пор.
3. 12 февраля 2015 года Набиуллина на встрече с представителям коммерческих банков заявляет, что инфляция перестаёт быть единственным ориентиром для изменения ключевой ставки. Теперь этих ориентиров три: курсовая стабильность, инфляционное таргетирование, поддержка экономики. Про последний ориентир в Конституции и в ФЗ о ЦБ России не сказано ни слова. По факту Набиуллина вслух заявила то, что ЦБ делал уже, начиная с сентября: поддерживал экономику, не предпринимая тех монетаристских методов, которые были реализованы в 2008-2009 гг. и которые тогда отправили экономику в нокаут.
4. 11 марта 2015 года министр энергетики Александр Новак в интервью американскому новостному агентству Reuters заявил, что организацией финансирования проекта по строительству энергогенерирующих мощностей занимаются Центральный банк и Минфин, кредит может дать коммерческий банк: "Центральный банк в данном случае нам помогает реализовать финансовую сделку с тем, чтобы обеспечить ликвидностью банка-кредитора... Есть поручение ЦБ и Минфину разработать и представить схему финансирования... С учетом возврата процентов по кредитам - это порядка 80 миллиардов рублей", - сказал Новак". По факту, это будет первый инфраструктурный проект, который будет напрямую финансироваться Центральным Банком России. То есть, в интервью американскому новостному агентству было заявлено, что ЦБ России начинает прямое финансирование российской экономики.
5. ЦБ России начинает рассматривать возможность приостановки торгов на валютном рынке в случае резких скачков курса при небольших объемах торгов. По факту, это возможность для ЦБ России приводить курс рубля в чувство без лишнего "сжигания" своих резервов на бирже в случае спекулятивных атак.
6. 10 марта 2015 года Президент России поручил ЦБ России, совместно с Правительством, до 1 сентября 2015 года проработать вопрос о целесообразности создания валютного союза ЕАЭС, т.е. Центральный банк должен сам заявить, будет ли он существовать дальше как самостоятельный игрок, либо будет создан в той или иной конфигурации Евразийский ЦБ. Судя по всем предыдущим действиям ЦБ России, ответ будет положительным, и мы уже в сентябре этого года узнаем, когда будет создан Центральный Банк, который будет иметь право на основании закона напрямую заниматься финансированием развития экономики. Но а сам факт поручения со стороны Президента де-юре независимому Центральному Банку говорит о многом.
Помимо всех вышеперечисленных мер, напрямую связанных с Центральным Банком Российской Федерации, стоит отметить, что с 1 октября заработает механизм докапитализации коммерческих банков государством посредством Облигаций Федерального Займа через Агентство по страхованию вкладов на сумму в 1 трлн рублей. Условия получения ОФЗ очень жесткие: ежемесячное наращивание кредитного портфеля на 1% (в случае невыполнения штрафы, которые могут составить миллиарды рублей). Стоит отметить, что деньги под ОФЗ банки смогут брать только в ЦБ России под процент, равный текущему значению ключевой ставки (сейчас 15%). Таким образом, получается, что к октябрю 2015 года ЦБ России должен снизить ключевую ставку до уровней не более 8%-8,5%, чтобы промышленность и потребители смогли получать кредиты под более адекватные проценты. Причём, государство введёт в банках специальные механизмы для контроля за расходованием средств, выделенных в рамках ОФЗ, т.е. в части, касающейся кредитования, коммерческие банки будут де-факто контролировать государством. Интересная ситуация, не правда ли? Судя по всему до октября 2015 года должны быть решены какие-то вопросы, которые позволят окончательно и бесповоротно решить вопрос с механизмами выделения денег и контроля за их расходованием со стороны государственных структур.
Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: на сегодняшний день Центральный Банк России де-факто контролируется государством, точнее Президентом. И в настоящий момент разрабатываются механизмы прямого государственного контроля за кредитованием реального сектора со стороны коммерческих банков, т.е. механизмы контроля за предоставлением ликвидности экономике в объёмах, необходимых для развития. Судя по всему, старт новой индустриализации, о которой так много говорилось и говорится, назначен на 2016 год, и сейчас дорабатываются и вводятся в действие все необходимые для этого механизмы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий