среда, 22 июля 2015 г.

НОД борется с правами человека в России?

Судя по всему, помимо экономики у меня появляется новое хобби - это Конституция России и всё, что с ней связано. Ибо, как оказалось, в СМИ и Интернете любят манипулировать не только данными по экономике и финансам, но и Конституцией.
Здесь можно найти мой разбор российской Конституции и её сравнение с конституциями Франции, США, Китая и Италии. Здесь есть решение Конституционного суда, где чёрным по белому написано, что Конституция России обладает высшей юридической силой на территории России.
Но кое-кому мало даже решения Конституционного Суда, и они ссылаются на постановление Верховного Суда № 5 от 10 октября 2003 года с утверждением, что Верховный суд зафиксировал примат международных принципов и норм над российскими законами. Предлагаю вместе изучить данное постановление, чтобы никто больше не мог водить нас с вами за нос.
В полном виде без всяких выделений данное постановление приведено здесь, но самые интересные моменты, которыми манипулируют, я приведу в своём тексте.
Итак, начнём. Евгений Федоров, который является координатором НОДа, утверждает следующее:
То есть, в соответствии с толкованием Евгения Алексеевича получается, что общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договора определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием на территории России. Но мы-то с вами учили русский язык, он нам родной, потому мы с вами читаем данный абзац правильно:
Исходя из этого, а также из положений части 4 статьи 15, части 1 статьи 17, статьи 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, а также международным договорам Российской Федерации являются непосредственно действующими в пределах юрисдикции Российской Федерации. Они  (т.е. права и свободы - прим. моё) определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Данная выше цитата, в части касающейся выделенного, фактически является цитатой статьи 18 Конституции России:
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Таким образом, с легкой руки Евгения Алексеевича мы получили весьма своеобразную трактовку одной из частей постановления ВС, которая не имеет ничего общего с тем, что Верховный суд имел ввиду в принципе, но зато позволяет ему говорить о примате неких международных норм над российскими законами. Хотя, как вы все сами можете убедиться, это не так.
Далее, Евгений Алексеевич выделяет пункт 9 из данного постановления:
О чём данный пункт гласит? Раз он выделен Евгением Алексеевичем, значит, что этот пункт является очередным доказательством примата международного права над российским законодательством. Однако, если мы ещё раз внимательно прочтём ч.4 статьи 15 Конституции:

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.
То увидим, что данные принципы уравниваются с законодательством, то есть на них распространяются все юридические нормы по пересмотру судебных разбирательств, что и на любые иные законодательные нормы Российской Федерации. Таким образом, нет ничего сверхъестественного в данном пункте постановления Верховного суда.
В заключение рассмотрения данного постановления рассмотрим ещё один скрин-шот:


Видимо, данные два пункта являются очередным доказательством примата международных принципов и норм над российскими законами. Причём, не совсем ясно, почему в пункте 16 выделены именно органы ООН и как-то аккуратно нивелированы МИД России и Минюст России. Так и представляют себе, как суд из какого-нибудь тихого сибирского городка пишет письмо в Организацию Объединенных наций с просьбой разъяснить некоторые положения общепринятых международных норм. Пункт 18 в разрезе всего вышесказанного смотрится более, чем естественно.
А Евгению Алексеевичу хотелось бы пожелать аккуратней манипулировать, а то получается, что он ведёт борьбу на территории России ни с какой-то там "оккупацией", а с правами и свободами человека. Как-то некрасиво получается: наш Президент говорит о том, что права и свободы человека - это одна из основ нашего государства, а человек, который заявляет себя сторонником Путина чуть ли не борьбу ведёт с этими правами и свободами.
А теперь давайте попробуем разобраться, что такое международное право и общепризнанные нормы. Данный вопрос в некоторой степени регламентируется Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия", а, если точнее, пунктом 5:
Судам при осуществлении правосудия надлежит исходить из того, что общепризнанные принципы и нормы международного права, закрепленные в международных пактах, конвенциях и иных документах (в частности, во Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о гражданских и политических правах, Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах)...
Таким образом, мы имеем, что общепризнанные принципы и нормы международного права - это весьма размытая субстанция, которую можно вертеть. как заблагорассудится. Например, согласно Уставу ООН можно выделить 10 принципов международного права:
1. Принцип неприменения силы и угрозы силой;
2. Принцип разрешения международных споров мирными средствами;
3. Принцип невмешательства в дела, входящие во внутреннюю компетенцию государств;
4. Принцип обязанности государств сотрудничать друг с другом;
5. Принцип равноправия и самоопределения народов;
6. Принцип суверенного равенства государств;
7. Принцип добросовестного выполнения обязательств по международному праву;
8. Принцип нерушимости государственных границ;
9. Принцип территориальной целостности государств;
10. Принцип уважения прав человека и основных свобод.
Теперь вспомним про Чечню. Как называлась операция, проводимая на территории данной северо-кавказской республики? А как же принцип самоопределения народов?
Про недавний пример с Крымом и принцип территориальный целостности государств как-то вообще неудобно говорить. Причём ситуация с Крымом была настолько тонко обыграна, что "комар носа не подточит". 
То есть в сухом остатке по общепризнанным принципам и нормам международного права имеем, что это весьма и весьма скользкая структура, которую можно запросто повернуть в свою сторону. И уж точно не приходится говорить о том, что данные принципы и нормы имеют хоть какой-либо приоритет над российским законодательством и тем более над Конституцией. 
Вишенка на торт. Часть 3 статьи 4 Конституции России гласит:
Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории.
 Интересно, как это бьётся с принципом самоопределения народов?
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru