пятница, 24 июня 2016 г.

Разъяснения про Путина, Банк России и при чём тут ОСАГО

Моя вчерашняя очень и очень короткая статья "Путин запретил Центральному Банку России..."  вызвала весьма немалый интерес и под ней развернулись невероятные по накалу баталии, к сожалению, не без взаимных оскорблений. Но также там было очень много вопросов и замечаний, которые я решил вынести в отдельный текст с пояснениями от себя.
Итак, обо всём по порядку.
1. Для того, чтобы вступать в спор о Банке России, предлагаю всем изучить основу основ: что есть ставка рефинансирования, а что такое ключевая ставка.
Ключевая ставка Банка России - процентная ставка по основным операциям Банка России по регулированию ликвидности банковского сектора. Является основным индикатором денежно-кредитной политики. Была введена Банком России 13 сентября 2013 года. То есть, когда мы говорим о снабжение деньгами коммерческих банков со стороны ЦБ, то мы говорим именно о ключевой ставке.
Ставка рефинансирования ЦБ России с 2013 года используется для расчётов штрафов и пеней и не имеет отношения к денежно-кредитной политике Банка России.
2. Да, Путин не отдавал каких-либо приказов или указаний Банку России. Он вполне буднично подписал очередной федеральный закон. Однако, многие утверждали в комментариях, что Президент России не имеет права не подписывать федеральные законы, принятые Госдумой и одобренные Советом Федерации. Что в корне не верно. 
1. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.
2.Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.
3.Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.
Переведём часть 3 статьи 107 на русский язык: Президент России имеет право вето, т.е. может отклонить любой федеральный закон, который поступает к нему на подпись. И только в том случае, если закон, не претерпев ни единого изменения, будет повторно принят 2\3 голосов в Госдуме и в Совете Федерации, его обязан подписать Президент.
Активно правом вето в 90-ых годах пользовался Борис Ельцин. Существующая же  сейчас политическая система является вполне рабочей и в её рамках все законопроекты согласовываются со всеми формулировками во вполне рабочей атмосфере, без каких-либо особенных конфликтов.
3. Также в комментариях утверждалось, что регулировка рынка ОСАГО отдана ЦБ России вроде как на "аутсорсинг" и там он работает "постольку\поскольку". И это опять же неверное утверждение.
9.1 <Банк России> осуществляет регулирование, контроль и надзор за деятельностью некредитных финансовых организаций в соответствии с федеральными законами; (п. 9.1 введен Федеральным законом от 23.07.2013 N 251-ФЗ)
 Затем идём к главе 10 данного закона, точнее к п.9 статьи 76.1:
Некредитными финансовыми организациями в соответствии с настоящим Федеральным законом признаются лица, осуществляющие следующие виды деятельности:
<...>
9) деятельность субъектов страхового дела;
Таким образом, с 2013 года Банк России (напомню всем, что Набиуллина стала председателем ЦБ России в июне 2013 года) получил расширение зоны своей ответственности и в неё вошли страховые компании с полным спектром своей деятельности.
Регулирование каждого отдельного направления осуществляется в соответствии с соответствующим федеральным законом. Например, страхование ответственности застройщиков осуществляется в соответствии с ФЗ № 214 от 30.12.2004 г. "Об участии в долевом строительстве. Многоквартирных домов и иных объектов недвижимости", который возлагает некоторые дополнительные обязанности на тот же Банк России.
Таким же образом ФЗ № 40 от 25.04.2002 г. "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" разъясняет зоны ответственности ЦБ России в данном виде страхования.
Кстати говоря, обязательства Банка России выполнять требования федеральных законов налагаются на него сугубо в рамках статьи 1 ФЗ "О ЦБ России":
Статья 1. Статус, цели деятельности, функции и полномочия Центрального банка Российской Федерации (Банка России) определяются Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
4. Теперь перейдём к сути изменений, ибо порядок изменений в законе об ОСАГО показателен.
До Федерального закона от 23.07.2013 N 251-ФЗ регулированием рынка ОСАГО занималась федеральная служба по финансовым рынкам, как основной регулятор на страховом рынке.
Однако потом вся власть перешла в руки ЦБ России.
И тут возникает интересный нюанс, которые весьма многие отказались заметить. Закон об ОСАГО перерабатывался очень долго и очень много раз. Однако уже в его первой редакции от 07.05.2002 г. имелась статья 8, в которой особенно можно выделить часть 3:
1. Государственное регулирование страховых тарифов осуществляется посредством установления в соответствии с настоящим Федеральным законом экономически обоснованных страховых тарифов или их предельных уровней, а также структуры страховых тарифов и порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.
<...>
3. Срок действия установленных страховых тарифов не может быть менее чем шесть месяцев.

Сейчас, наверное, каждый из вас задался вопросом, а в чём же тогда сенсация?
Сравните с действующей статьёй, с правками, внесёнными № 214-ФЗ от 23.06.2016 г.:
1. Регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.
<...>
3. Срок действия установленных Банком России предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов не может быть менее одного года.

Таким образом, получаем следующую  картину: страховой рынок является зоной ответственности Банка России на все 100%. В рамках регулирования того же ОСАГО именно ЦБ России решает, какие будут тарифы и устанавливает их "экономически обоснованными". Однако вместе с тем, последняя редакция закона, которая была подписана вчера, вводит дополнительные ограничения в адрес Банка России с точки зрения права на изменение цен  на ОСАГО (а это один из основных раздражителей для миллионов российских автомобилистов).
Если уж совсем проще: в рабочем порядке на Банк России были наложены дополнительные ограничения в зоне его ответственности. Возникла потребность в этих ограничениях, они были введены.
Можно не сомневаться, что найдутся те, кто скажет, что это всё мелочи, а вот "национализация ЦБ России - это дело". И будет не прав, потому что настоящая и нужная работа по чувствительным направлениям проходит очень тихо и без каких-либо громких заявлений, как те же ограничения сборов по ОСАГО. Нужное? Нужное. Чувствительное? Чувствительное. Но если бы не вчерашнее название статьи, то никто бы особого внимания и не обратил на подобную проведённую работу.
Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru